С 17.01.2015 года действует Закон Украины от 25.12.2014 года № 63 - VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса».
Данным Законом был дополнен раздел XX «Переходные положения» НКУ подразделом 9.2 «Особенности уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость при применении налогового компромисса».
Налоговый компромисс - это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и / или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 с учетом сроков давности, установленных статьей 102 настоящего Кодекса. Налогоплательщик, который решил воспользоваться процедурой налогового компромисса, во время действия налогового компромисса за такие налоговые периоды вправе подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость, в которых определяет сумму завышения расходов, учитываются при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и / или сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.
Уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики. Вместе с уточняющим расчетом подается перечень (описание) хозяйственных операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации.
При составлении уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и / или расходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль, отраженные в уточняющих расчетах, которые одновременно отвечают следующим условиям:
1) представлены в порядке, установленном статьей 50 настоящего Кодекса, после 1 апреля 2014;
2) уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные (налоговые) периоды, предшествовавшие 1 апреля 2014 года;
2) по результатам представления таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство (увеличено отрицательное значение) по налогу на прибыль или налога на добавленную стоимость за следующие отчетные (налоговые) периоды.
У налогоплательщика по результатам применения налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться ошибочно и / или излишне уплаченные денежные обязательства.
Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость уплачивается в размере 5 процентов такой суммы. При этом 95 процентов суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.
Сумма погашенного налогового обязательства по налогу на прибыль и / или налога на добавленную стоимость в размере 95 процентов в результате применения налогового компромисса не учитывается для определения объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий.
Процедура достижения налогового компромисса продолжается не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.
Представление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с процедурой налогового компромисса.
В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем сообщает налогоплательщику в соответствии со статьей 42 настоящего Кодекса.
Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и / или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса. Если контролирующий орган уведомил налогоплательщика об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, сумма задекларированных обязательств считается согласованной.
В случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки контролирующий орган проводит такую проверку и по ее результатам:
1) принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений налогоплательщиком требований налогового законодательства, уплата денежного обязательства по которому осуществляется в размере, предусмотренном пунктом 2 этого подраздела;
2) составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, подтверждающую правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете.
Налогоплательщик платит налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и / или налоговом уведомлении-решении, в размере, предусмотренном пунктом 2 этого подразделения, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования. Днем согласования считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки - день получения справки, подтверждающей правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете или день получения налогового уведомления -решения, принятого по результатам такой проверки.
Процедура налогового компромисса, установленная этим подразделом, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного и / или административного обжалования, а также на случаи, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами настоящего Кодекса. Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса. В таких случаях днем согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления в соответствующий контролирующий орган. В случае неуплаты налогоплательщиком такого налогового обязательства в сумме, определенной пунктом 2 этого подразделения, такое налоговое обязательство считается несогласованным.
Налоговый компромисс с учетом сроков давности в соответствии со статьей 102 настоящего Кодекса применяется к правоотношениям, возникшим до 1 апреля 2014 года, и распространяется исключительно на налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость независимо от того, проводились проверки контролирующих органов или нет за такие периоды.