Вступил в силу Закон Украины от 24.02.2023 года № 2957-IX «О внесении изменений в раздел XXI «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины об установлении временных особенностей определения таможенной стоимости товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Украины»
Государственная налоговая служба Украины на своей официальной странице в сети Интернет напомнила о мерах по соблюдению субъектами хозяйствования требований законодательства о ценах и ценообразовании
С 14 октября 2023 года (через шесть месяцев после дня официального опубликования) вступит в силу Закон Украины №2982-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о защите прав трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством в трудоустройстве за границей»
Начал свое действие Приказ Министерства юстиции Украины от 10 апреля 2023 года № 1290/5 «О внесении изменений в перечень нотариусов, которыми в условиях военного положения совершаются нотариальные действия по ценному имуществу»
Вступило в действие Постановление Кабинета Министров Украины от 7 апреля 2023 года № 318 «О внесении изменений в Положение о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки»
Вступило в действие Постановление Кабинета Министров Украины от 4 апреля 2023 года № 298 «Некоторые вопросы осуществления идентификации в сфере электронных доверительных услуг»
Федерация профсоюзов Украины предоставила разъяснение о том, должен ли работник предоставлять военно-учетные документы работодателю.
Так, согласно части второй статьи 24 Кодекса законов о труде, при заключении трудового договора гражданин обязан представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра государственного социального страхования, а в случаях, предусмотренных законодательством, - также документ об образовании (специальность, квалификацию), о состоянии здоровья, соответствующем военно-учетном документе и другие документы.
Постановление КМ от 30 декабря 2022 года № 1487 «Об утверждении Порядка организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов» предусматривает синхронизацию Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов с другими государственными реестрами. Для актуализации данных каждый работодатель должен вести и регулярно обновлять различные учетные документы.
Согласно части второй статьи 24 КЗоТ работодатель должен требовать военно-учетные документы с 23 апреля 2021 года согласно Закону № 1357-IX.
В целях организации и ведения военного учета граждане должны предоставить работодателю:
призывники – приписное удостоверение;
военнообязанные – военный билет или временное удостоверение;
резервисты – военный билет.
Работодатель обязан взять каждого нового работника на военный учет в ТЦК и СП и довести до его сведения под личную подпись правила военного учета. При увольнении с работы каждого работника работодатель также должен сообщать соответствующие ТЦК и СП.
Что касается работника, который работает длительное время и не предоставлял соответствующие военно-учетные документы, то в случае непредоставления таких документов уволить по этому основанию работника с работы нельзя.
Однако, на работодателя возложена обязанность вести списки персонального военного учета на предприятиях, поэтому он может проверять у граждан наличие военного билета в бумажной форме или в электронной (с использованием мобильного приложения «Дия») как при оформлении на работу, так и уже принятых на работу.
Главное управление ГНС в Одесской области информирует, что с 1 апреля 2023 года вступил в силу Закон Украины от 12.01.2023 года № 2888-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты о платежных услугах» (далее – Закон № 2888- ІХ).
Законом № 2888-ІХ усовершенствованы положения Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), касающиеся отдельных функций и прав контролирующих органов, а также осуществление контролирующими органами предусмотренных НКУ полномочий по приостановлению расходных операций на счетах плательщиков, аресту средств, взысканию средств (пп. 19 прим. 1.1.21 п. 19, прим. 1.1. ст. 19, пп. 20.1.31 – 20.1.34 п. 20.1 ст.20, абз. 2 п. 87.1 ст. 87, п. 89.4. ст. 89, абз. второй-третий пп. 94.6.2 п. 94.6 ст. 94, п. 94.12 ст. 94, абз. первый п. 95.3 ст. 95, абзацы второй, четвертый п. 95.5 ст. 95, п. 101.4 ст. 101 НКУ).
Такие изменения позволяют осуществлять:
взыскания средств плательщика со счетов в банках, других финансовых учреждениях, небанковских поставщиков платежных услуг, электронных кошельков у эмитентов электронных денег, обслуживающих такого налогоплательщика, на сумму налогового долга или его части;
остановку расходных операций на счетах/электронных кошельках такого налогоплательщика в банках, других финансовых учреждениях, небанковских поставщиков платежных услуг, эмитентов электронных денег;
наложение ареста на ценные бумаги и/или средства и другие ценности такого налогоплательщика, находящихся в банке, другому финансовому учреждению, небанковскому поставщику платежных услуг, эмитенту электронных денег.
Следовательно, сфера действия таких положений НКУ распространяется на платежные операции с денежными средствами, находящимися на счетах/электронных кошельках, в банках или других финансовых учреждениях, небанковских поставщиков платежных услуг, эмитентов электронных денег или на хранение в банках или других финансовых учреждениях.
Главное управление ГНС в Днепропетровской области высказало свое мнение по вопросу амортизации в налоговом и бухгалтерском учете транспортных средств, переданных для обеспечения потребностей ВСУ
Военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований на особый период транспортными средствами и техникой и распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации в том числе на железные дороги, порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции дорожного хозяйства и другие предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие эксплуатацию транспортных средств, а также граждан – владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона Украины от 05 июля 2012 года № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями и дополнениями).
Порядок выполнения военно-транспортной обязанности определяется Кабинетом министров Украины. Порядок возмещения государством стоимости имущества или убытков, понесенных центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами вследствие изъятия или принудительного отчуждения транспортных средств в особый период, определяется законом.
Привлечение транспортных средств при мобилизации осуществляется территориальными центрами комплектования и социальной поддержки, Центральным управлением или региональными органами Службы безопасности Украины, соответствующим подразделением Службы внешней разведки Украины на основании решений местных государственных администраций, оформляемых соответствующими распоряжениями. Прием-передача транспортных средств, привлеченных во время мобилизации, и их возврат после объявления демобилизации осуществляются на основании актов приемки - передачи, в которых указываются сведения о владельцах, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства.
Если транспортные средства, которые учитывались предприятием в составе основных средств, переданы (мобилизованы) им для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины по акту приемки-передачи, то право собственности на такие транспортные средства остается у предприятия и они продолжают учитываться у него на балансе и согласно правила бухгалтерского учета могут продолжать амортизироваться. В случае же, когда транспортное средство передается по акту о принудительном отчуждении, такое средство подлежит списанию с баланса общества. Кроме того, если транспортные средства, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов, учитываются как товары, предназначенные для продажи, такие транспортные средства в бухгалтерском учете учитываются в составе запасов.
Согласно п. 138.1 п. 138.2 ст. 138 НКУ финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму начисленной амортизации основных средств и/или нематериальных активов в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности и уменьшается на сумму рассчитанной амортизации основных средств и/или нематериальных активов в соответствии с п. 138.3 ст.138 НКУ.
Согласно п.п. 138.3.1 п. 138.3 ст. 138 НКУ расчет амортизации основных средств и нематериальных активов осуществляется в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности с учетом ограничений, установленных п.п. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 НКУ, подпунктами 138.3.2-138.3.4 п. 138.3 ст. 138 НКУ.
При таком расчете используются способы начисления амортизации, предусмотренные государственными положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Для расчета амортизации в соответствии с положениями настоящего пункта определяется стоимость основных средств и нематериальных активов без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета. Амортизация не начисляется за период неиспользования (эксплуатации) основных средств в хозяйственной деятельности в связи с их консервацией.
Согласно п.п. 138.3.2 п. 138.3 ст. 138 НКУ термин «непроизводственные основные средства», «непроизводственные нематериальные активы» означает соответственно основные средства, нематериальные активы, не предназначенные для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Положения п. 138.1 и п. 138.2 ст. 138 НКУ предусматривают корректировку финансового результата до налогообложения на разницы, возникающие при начислении амортизации исключительно для активов, являющихся основными средствами, или нематериальных активов, отвечающих требованиям п.п. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 НКУ. Если основные средства (транспортные средства), которые временно не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика (переданы во временное пользование Вооруженным Силам Украины в рамках выполнения предприятием военно-транспортного долга во время действия военного положения), предназначены для использования в хозяйственной деятельности и начисления амортизации в бухгалтерском учете в течение такого периода не прекращается, так основное средство будет амортизироваться в течение такого периода в налоговом учете. При этом стоимость переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета, таких транспортных средств в налоговом учете не амортизируется.
Вступило в действие Постановление Национального банка Украины от 31 марта 2023 года № 42 «Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» (касается вопросов регулирования рынка небанковских услуг)