С 15 июля 2015 года вступил в силу Закон Украины от 14.10.2014 года № 1697-VII «О прокуратуре». Данный Закон определяет правовые основы организации и деятельности прокуратуры Украины, статус прокуроров, порядок осуществления прокурорского самоуправления, а также систему прокуратуры Украины.

Согласно Закону на прокуратуру возлагаются следующие функции:

  • поддержания государственного обвинения в суде;
  • представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных этим Законом;
  • надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
  • надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Функции прокуратуры Украины осуществляются исключительно прокурорами. Делегирование функций прокуратуры, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Органы прокуратуры не менее двух раз в год информируют общество о своей деятельности путем сообщений в средствах массовой информации. Генеральный прокурор Украины лично не реже одного раза в год отчитывается перед Верховной Радой Украины на пленарном заседании о деятельности органов прокуратуры путем предоставления обобщенных статистических и аналитических данных.

Систему прокуратуры Украины составляют: Генеральная прокуратура Украины; региональные прокуратуры; местные прокуратуры; военные прокуратуры; Специализированная антикоррупционная прокуратура.

Единство системы прокуратуры Украины обеспечивается: едиными принципами организации и деятельности прокуратуры; единым статусом прокуроров; единым порядком организационного обеспечения деятельности прокуроров; финансированием прокуратуры исключительно из Государственного бюджета Украины; решением вопросов внутренней деятельности прокуратуры органами прокурорского самоуправления.

Генеральная прокуратура Украины организует и координирует деятельность всех органов с целью обеспечения эффективного выполнения функций прокуратуры. Генеральную прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который имеет первого заместителя и четырех заместителей, а также заместителя Генерального прокурора Украины - Главного военного прокурора. В структуре Генеральной прокуратуры Украины образуются департаменты, управления и отделы.

В Генеральной прокуратуре Украины образуется (на правах самостоятельного структурного подразделения) Специализированная антикоррупционная прокуратура, на которую возлагаются следующие функции: осуществление надзора за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности досудебного расследования Национальным антикоррупционным бюро Украины; поддержание государственного обвинения в соответствующих производствах; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных этим Законом и связанных с коррупционными или связанными с коррупцией правонарушениями. Назначение прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществляется руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры по результатам открытого конкурса, который проводит конкурсная комиссия в составе руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры и определенных им и Генеральным прокурором Украины лиц. Руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры подчиняется непосредственно Генеральному прокурору Украины.

В системе прокуратуры Украины действуют региональные прокуратуры, к которым относятся прокуратуры областей, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Региональную прокуратуру возглавляет руководитель региональной прокуратуры - прокурор области, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, который имеет первого заместителя и не более трех заместителей.

В системе прокуратуры Украины действуют местные прокуратуры, перечень и территориальная юрисдикция которых определяется в Приложении к Закону. Местную прокуратуру возглавляет руководитель местной прокуратуры, который имеет первого заместителя и не более двух заместителей.

Общая численность работников органов прокуратуры составляет 15000 человек с уменьшением количества прокуроров с 1 января 2018 до 10000 человек.

Независимость прокурора обеспечивается: особым порядком его назначения на должность, освобождения от должности, привлечения к дисциплинарной ответственности; порядком осуществления полномочий, определенным процессуальным и другими законами; запретом незаконного влияния, давления или вмешательства в осуществление полномочий прокурора; установленным законом порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности прокуратуры; надлежащим материальным, социальным и пенсионным обеспечением прокурора; функционированием органов прокурорского самоуправления; определенными законом средствами обеспечения личной безопасности прокурора, членов его семьи, имущества, а также другими средствами их правовой защиты.

Прокурор назначается на должность бессрочно и может быть освобожден от должности, его полномочия в должности могут быть прекращены только по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Законом. О начале уголовного производства в отношении прокурора немедленно сообщается Генеральный прокурор Украины.

Пребывание в должности прокурора несовместимо с пребыванием в должности в любом органе государственной власти, другом государственном органе, органе местного самоуправления и с представительским мандатом на государственных выборных должностях. Прокурор не может принадлежать к политической партии, участвовать в политических акциях, митингах, забастовках.

В случае отсутствия субъекта властных полномочий, к компетенции которого отнесена защита законных интересов государства, а также в случае представления интересов гражданина в целях установления наличия оснований для представительства прокурор имеет право:

  • истребовать по письменному запросу, знакомиться и бесплатно получать копии документов и материалов органов государственной власти, органов местного самоуправления, воинских частей, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, органов Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного государственного социального страхования, которые находятся у этих субъектов, в порядке, определенном законом;
  • получать от должностных и служебных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, воинских частей, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, органов Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного государственного социального страхования устные или письменные объяснения. Получение объяснений от других лиц возможно только с их согласия.

Прокурором местной прокуратуры может быть назначен гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее двух лет и владеющий государственным языком. Каждый, кто соответствует установленным требованиям к кандидату на должность прокурора, вправе обратиться в квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров с заявлением об участии в отборе кандидатов на должность прокурора.

Квалификационный экзамен проводится с целью проверки уровня теоретических знаний в области права, европейских стандартов в области защиты прав человека, владения государственным языком, аналитических способностей кандидатов и практических навыков и состоит из анонимного тестирования и практического задания. Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров сообщает кандидатам на должность прокурора, допущенных к квалификационному экзамену, о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за семь дней до определенной даты.

Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров организовывает специальную проверку кандидатов на должность прокурора, которые успешно сдали квалификационный экзамен. Сведения о лицах, подлежащих специальной проверке, а также порядок ее осуществления определяются Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».

Кандидат на должность прокурора проходит в течение одного года специальную подготовку в Национальной академии прокуратуры Украины с целью получения знаний и навыков практической деятельности в должности прокурора, составление процессуальных документов, изучение правил прокурорской этики. Специальная подготовка завершается составлением кандидатом на должность прокурора экзамена в виде анонимного тестирования и практического задания. В период прохождения кандидатом на должность прокурора специальной подготовки ему ежемесячно выплачивается стипендия не менее двух третей должностного оклада прокурора местной прокуратуры.

О проведении конкурса на занятие вакантной должности прокурора (кроме должности Генерального прокурора Украины) квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров размещает соответствующую информацию на своем официальном веб-сайте не позднее чем за 10 дней до проведения конкурса. В объявлении о проведении конкурса указываются орган прокуратуры, где есть вакантная должность прокурора, количество таких должностей и срок, в течение которого кандидаты могут подать заявление об участии в конкурсе. Кандидат на должность прокурора, который находится в резерве и успешно прошел специальную подготовку, может подать до наступления определенной квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров даты письменное заявление с указанием прокуратуры, в которой кандидат желает занять вакантную должность прокурора.

Руководитель прокуратуры по результатам специальной проверки, предусмотренной антикоррупционным законодательством, своим приказом назначает кандидата на должность прокурора не позднее 30 дней со дня получения представления квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров.

В Закон вводится понятие «административная должность», которое касается руководящего состава органов прокуратуры.

Прокурор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям: невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей; необоснованное затягивание с рассмотрением обращения; разглашение тайны охраняемой законом, которая стала известной прокурору при исполнении полномочий; нарушение установленного законом порядка представления декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера; совершение действий, порочащих звание прокурора и вызывающих сомнение в его объективности, беспристрастности и независимости, в честности и неподкупности органов прокуратуры; систематическое (два и более раз в течение одного года) или однократное грубое нарушение правил прокурорской этики; нарушение правил внутреннего служебного распорядка; вмешательство или любое другое влияние прокурора в случаях или порядке, не предусмотренных законодательством, в служебную деятельность другого прокурора, служебных, должностных лиц или судей, в том числе путем публичных высказываний относительно их решений, действий или бездействия, при отсутствии при этом признаков административного или уголовного правонарушения; публичное высказывание, которое является нарушением презумпции невиновности. Дисциплинарное производство осуществляется квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров. Дисциплинарное производство - это процедура рассмотрения квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров жалобы (заявления), в которой содержатся сведения о совершении прокурором дисциплинарного проступка.

На прокурора могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; запрет на срок до одного года на перевод в орган прокуратуры высшего уровня или на назначение на высшую должность в органе прокуратуры, в котором прокурор занимает должность (кроме Генерального прокурора Украины); освобождение от должности в органах прокуратуры.

Прокурорское самоуправление осуществляется через всеукраинскую конференцию работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины. Высшим органом прокурорского самоуправления является всеукраинская конференция работников прокуратуры. Очередная всеукраинская конференция работников прокуратуры созывается Советом прокуроров Украины один раз в два года. В период между всеукраинскими конференциями работников прокуратуры высшим органом прокурорского самоуправления является Совет прокуроров Украины.

Заработная плата прокурора состоит из должностного оклада, премий и надбавок за: выслугу лет; выполнения обязанностей на административной должности и других выплат, предусмотренных законодательством. Премирование прокуроров осуществляется в пределах фонда премирования, образованного в размере не менее 10 процентов должностных окладов и экономии фонда оплаты труда. Должностной оклад прокурора местной прокуратуры устанавливается в размере 12 минимальных заработных плат, определенных законом, и вводится поэтапно: с 1 июля 2015 года - 10 минимальных заработных плат; с 1 января 2016 года - 11 минимальных заработных плат; с 1 января 2017 - 12 минимальных заработных плат. Прокурорам выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет в размерах: при наличии стажа работы свыше одного года - 10 процентов, свыше 3 лет - 15 процентов, свыше 5 лет - 18 процентов, свыше 10 лет - 20 процентов, свыше 15 лет - 25 процентов, свыше 20 лет - 30 процентов, свыше 25 лет - 40 процентов, свыше 30 лет - 45 процентов, свыше 35 лет - 50 процентов должностного оклада.

Прокурору предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней с выплатой помощи на оздоровление в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы прокурора. Прокурору, который имеет стаж работы в органах прокуратуры более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней.

После назначения на должность прокурор, который нуждается в улучшении жилищных условий, обеспечивается служебным жильем по месту нахождения прокуратуры.

Отдельной статьей Закона определен порядок и условия пенсионного обеспечения работников прокуратуры.

 

 

Copyright © 2015 - 2024. All Rights Reserved.