Министерство социальной политики Украины подготовило письмо от 02.03.2015 года № 2724/0 / 14-15 / 10 об индексации минимальной заработной платы.

В соответствии со статьей 3 Закона Украины «Об оплате труда» минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ). Статьей 10 этого Закона определено, что размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины не реже одного раза в год в законе о Государственном бюджете Украины с учетом предложений, выработанных путем переговоров, представителей профессиональных союзов, работодателей, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и пересматривается в зависимости от изменения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Правовые основы проведения индексации, а также объекты индексации определен Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» и Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078 (с изменениями) (далее - Порядок).

Так, пунктом 2 Порядка определено, что индексации подлежит, в частности, оплата труда наемных работников предприятий, учреждений, организаций в денежном выражении, включающая оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, и имеют постоянный характер.

В соответствии с пунктом 5 Порядка в случае повышения размеров минимальной заработной платы, а также в случае роста денежных доходов населения без пересмотра их минимальных размеров, месяц повышения считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения индексации. Для начисления дальнейшей индексации индекс рассчитывается нарастающим итогом со следующего за базовым месяца.

Учитывая изложенное, если размер минимальной заработной платы пересматривался в декабре 2013 года, то в января 2015 года индекс для проведения индексации заработной платы работников, которые получают ее на уровне минимальной, составляет 21,2%, сумма индексации составляет 258,22 грн. (1218 х 21,2: 100).

Если работник получает заработную плату на уровне минимальной, то ее размер индексируется в полном размере. Итак, минимальная заработная плата подлежит индексации и отдельного определения ее как объект индексации не нуждается.

О включении к объектам индексации суммы пособия при рождении ребенка, которое выплачивается в течение 36 месяцев

В соответствии с Законом Украины от 27.03.2014 № 1166-VII «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» с 1 июля 2014 объединены помощь при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и установлено фиксированный размер помощи при рождении ребенка в сумме 41280 грн. независимо от количества рожденных детей в семье.

Выплата осуществляется единовременно в размере 10320 грн., а ежемесячная выплата помощи проводиться в течение 36 месяцев по 860 гривен.

Относить помощь при рождении ребенка к объектам индексации нет оснований, поскольку эта помощь по своей сути носит целевой характер.

Поддержка покупательной способности социальных выплат, которые имеют целевой характер, осуществляется путем повышения их размера.


О повышении предела денежных доходов населения, подлежащих индексации, до двукратного размера прожиточного минимума

В соответствии с Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» индексация доходов - это механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить подорожание потребительских товаров и услуг.

Согласно этому Закону индексации подлежат доходы в пределах прожиточного минимума для соответствующих социальных и демографических групп населения. Эта норма обеспечивает полную индексацию доходов населения, размер которых ниже прожиточного минимума или равна его размеру, и частичную индексацию доходов граждан, размер которых превышает прожиточный минимум. Увеличение предела доходов, которые подлежат индексации, требует изыскания дополнительных расходов на проведение индексации.

Кроме того, указанное предложение неоднократно рассматривалась заинтересованными центральными органами исполнительной власти, однако не была поддержана.

О ежегодном пересмотре денежных доходов с учетом сумм индексации


Размеры минимальной заработной платы и подавляющего большинства социальных выплат определяются на основе прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения.

Ежегодно законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год устанавливается прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп, размеры которого определяются с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Выплаты, размеры которых связаны с величиной прожиточного минимума, повышаются одновременно с увеличением последнего. Остальные выплаты, размеры которых не зависят от изменения прожиточного минимума, подлежат индексации в установленном порядке.

Итак, на начало календарного года размеры оплаты труда, пенсий, пособий и других выплат учитывают суммы индексации за прошлый период.

Кроме того, отмечаем, что, поскольку размеры оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат устанавливаются отдельными законодательными и нормативно-правовыми актами, предложения по определению механизмов их повышения могут быть рассмотрены в рамках внесения изменений в соответствующие акты законодательства Украины.

В то же время просмотр на начало календарного года указанных видов доходов не может быть нормой Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения».

Copyright © 2015 - 2024. All Rights Reserved.