Государственная фискальная служба Украины подготовила Письмо от 29.10.2015 года № 22983/6 / 99-95-42-01-15 относительно обложения налогом на добавленную стоимость операции по предоставлению продавцом вознаграждения (бонуса) покупателю
Согласно подпункту 14.1.108 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) маркетинговые услуги (маркетинг) - услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управлении движения продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.
Одним из методов, используемых поставщиками для продвижения товаров на рынке, является уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, которые приобретают товары у поставщика и осуществляют их сбыт (дистрибьюторы)), которые являются вознаграждением за достижение определенных экономических показателей третьими лицами (дистрибьюторами) в рамках своей основной деятельности и способствуют оживлению сбыта товаров поставщика, стимулируют продвижение товаров в каналах дистрибуции.
Поскольку мотивационные и стимулирующие выплаты (премии, бонусы, другие поощрения), уплачиваемые официальным дистрибьютором (поставщиком продукции (работ, услуг)), в частности, за точность закупочных прогнозов, выполнения согласованного плана закупок, соблюдение ассортимента товаров), направляются на стимулирование сбыта продукции (работ, услуг), такие расходы относятся к маркетинговым услугам.
В соответствии с пунктом 185.1 статьи 185 Кодекса объектом налогообложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров / услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, в соответствии со статьей 186 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 14.1.185 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса поставки услуг - любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставление других имущественных прав в отношении таких о объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.
Следовательно, при предоставлении продавцом вознаграждения (бонуса) покупателю в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, объектом налогообложения НДС являются маркетинговые услуги, предоставляемые покупателем, а мотивационные и стимулирующие выплаты, в свою очередь, является компенсацией стоимости таких услуг.
Таким образом, у покупателя при получении мотивационных выплат (бонусов) от продавца в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, возникают налоговые обязательства по НДС на сумму полученных мотивационных выплат (бонусов).