Государственной фискальной службой Украины в Письме от 14.09.2016 года № 9679/М/ 99-99-13-04-02-14 сообщено налогоплательщиков на действия контролирующих органов в случае недопуска к проведению проверки
Условия и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов к проведению документальных выездных проверок установлено статьей 81 Налогового кодекса Украины (Кодекс). В частности, должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных Кодексом, и при предъявлении или направления в случаях, определенных Кодексом, надлежащим образом оформленных следующих документов: копии приказа и направления на проведение проверки, служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.
Непредъявление или неотосланние в случаях, установленных Кодексом, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) этих документов или предъявления указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных пунктом 81.1 статьи 81 Кодекса, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки. Отказ от допуска к проверке на других основаниях, чем определенные в абзаце пятом пункта 81.1 статьи 81 Кодекса, не допускается.
Согласно пункту 81.2 статьи 81 Кодекса в случае отказа в допуске должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа.
При этом отказ налогоплательщика от проведения проверки при наличии законных оснований для ее проведения, допуска должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки, а также совершение любых других действий во избежание проведения проверки может быть основанием для принятия контролирующими органами таких действий:
применения ареста имущества, отличного от средств, налогоплательщика на основании принятия решения руководителем (заместителем руководителя) органа ГФС, обоснованность которого должна быть проверена судом в течение 96 часов (статья 94 Кодекса);
обращения в административный суд с иском (представлением) о применении ареста средств на счетах в банке налогоплательщика, в частности, о приостановлении расходных операций (подпункт 94.6.2 пункта 94.6 статьи 94 Кодекса).
О возможности составления акта о результатах документальной плановой выездной проверки в случаях недопуска должностных лиц контролирующих органов к проведению проверки и определения сумм денежных обязательств исключительно на основании налоговых деклараций плательщика налогов и информации АИС «Налоговый блок" отмечается следующее.
Материалы, которые являются основаниями для выводов при проведении проверок, приведены в статье 83 Кодекса. В частности, это может быть налоговая отчетность, другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными Кодексом, или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы.
Приказом Министерства финансов Украины от 14.03.2013 № 395, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12 апреля 2013 за № 607/23139, утвержден Порядок оформления результатов документальных проверок по соблюдению налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, налогоплательщиками - физическими лицами (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.7 раздела I Порядка факты выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, излагаются в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере, со ссылками на первичные или другие документы, зафиксированные в учете и подтверждают наличие указанных фактов.
При этом отмечается, что недопущение налогоплательщиком должностных лиц контролирующих органов к проведению документальной выездной проверки не лишает контролирующие органы права принять меры по организации и принятия решения о проведении документальной невыездной проверки такого плательщика, при наличии обстоятельств для ее проведения, определенных статьями 77 и 78 кодекса, и с соблюдением требований по ее организации в соответствии со статьей 79 кодекса.