22 декабря 2014 Верховной Радой Украины был получен проект закона Украины от 22.12.2014 года № 1578 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» подготовленный Кабинетом Министров Украины.
С первого взгляда указанный законопроект содержит в себе большое количество нововведений ознакомившись с содержанием некоторых, обычный гражданин Украины, мягко говоря, расстроится.
Говорить о том, что Верховная Рада Украины примет указанный законопроект в полном объеме преждевременно, учитывая тот факт, что по-прежнему не все налоговые реформы находили свою поддержку в Верховной Раде. Однако, игнорировать возможные изменения безответственно, исходя из того, что большинство из них может вступить в силу уже с 2015 года.
Итак, мы попытались создать условно говоря своеобразный рейтинг изменений в налоговое законодательство.
Сокращение налогов и сборов
Законопроектом предусматривается сокращение количества общегосударственных налогов и сборов с 18 до 7. Однако, преждевременно радоваться данному факту, так как некоторые из исключенных налогов будут интегрированы в те 7 налогов, что остались, в частности это касается рентной платы. Так же, будет сокращено количество местных налогов и сборов с 4 до 2.
Электронное администрирования НДС
Законопроектом вводится электронное администрирование налога на добавленную стоимость. В двух словах, последнее заключается в следующем. Налогоплательщикам автоматически открываются счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и / или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных на сумму налога исчисленную по определенной формуле. По итогам отчетного налогового периода, в соответствии с задекларированных в налоговой декларации результатов, плательщиком производится расчет с бюджетом.
Налогообложение доходов физических лиц
Целый ряд «интересных» норм содержит раздел законопроекта, касающегося налогообложения доходов физических лиц.
Так, предлагается увеличить с 17% до 20% размер налога в случае, если база налогообложения (месячный доход) превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, то есть на сегодня 12 180 гривен.
Повышен также ставку налога с пассивных доходов (проценты, дивиденды, ипотечные сертификаты, роялти) с 15% до 20%.
Устанавливается налогообложенея объектов наследства независимо от уровня родства, а именно: стоимость собственности, наследуемой членами семьи наследодателя первой степени родства, в случае если совокупная стоимость таких объектов наследия превышает 1000000 гривен облагается по ставке 5%. Учитывая экономическую ситуацию, которая сложилась, фактически любая квартира в Киеве и крупных городах, «досталась» Вам от родителей будет облагаться налогом.
Рентная плата
Одним из нововведений является включение в рентную плату: платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины; платы за специальное использование воды и других видов пользования, ранее принадлежавших к самостоятельным видов общегосударственных налогов и сборов. Итак, в данном случае прослеживается «искусственное сокращение» количества налогов и сборов.
Налог на недвижимое имущество
По сравнению с действующей редакцией Налогового кодекса Украины, которым установлены льготы по уплате налога с размере 120 кв. м. - для квартиры, 250 кв. м. - для жилого дома, 370 кв. м. - для различных видов объектов жилой недвижимости, законопроект не содержит подобных льгот.
То есть, первоначальная идея введения налога, которым фактически облагались так называемые «роскошные квадратные метры», то есть те, которые значительно превышают минимальные нормы перевоплощается в налогообложение всех. Конечно, данная норма вызовет массовое недовольство обычных граждан. Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его частей.
При этом, сельские, поселковые, городские советы могут устанавливать льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, исходя из их имущественного положения и уровня доходов.
Ставки налога для объектов жилой и / или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышает 2 процентов размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. метр базы.
Таким образом, за условные 50 кв. м. жилой и / или нежилой недвижимости на сегодняшний день вынуждены будут заплатить не более 24,36 грн. за 1 кв. м. х 50 кв. м. = 1218 гривен в год. Откровенно говоря, немало, учитывая постоянное повышение коммунальных платежей и уровня минимальной заработной платы на фоне ухудшения финансового положения населения.
Мощные автомобили
Стоит обратить внимание владельцев, так называемых, «мощных транспортных средств». Их ждет неприятный сюрприз, а именно: лица, имеющие в собственности легковые автомобили при условии: использование до 5 лет и объемом цилиндров двигателя более: для бензиновых двигателей - 3000 куб. см; для дизельных двигателей - 2500 куб см. должны платить каждый год 25 000 гривен. Исчисление суммы налога с объекта / объектов налогообложения физических лиц осуществляется контролирующим органом по месту регистрации налогоплательщика.