04.12.2014 года Государственная фискальная служба предоставила разъяснения относительно основных правил работы системы электронного администрирования НДС.
Потребность в таких действиях фискалов вызвана тем, что с 1 января 2015 года вводится система электронного администрирования налога на добавленную стоимость.
Так, основные принципы функционирования системы электронного администрирования НДС определены статьей 200 1 раздела V Кодекса. Пунктом 200 1.1 статьи 200 1 раздела V Кодекса предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины порядке электронного администрирования НДС. Такой порядок утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 16 октября 2014 N 569 «Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость» (далее - Порядок N 569).
Система электронного администрирования НДС не вносит кардинальных изменений в общих принципов взимания НДС, утвержденных Налоговым кодексом Украины (далее - Кодекс). Нормы Кодекса, определяющие круг плательщиков НДС, объект налогообложения, принципы формирования налоговых обязательств и налогового кредита, остаются неизменными.
В то же время, основанием для формирования налогового кредита при условии соблюдения других, установленных Кодексом правил, есть только налоговые накладные, зарегистрированные в ЕРНН (едином реестре налоговых накладных). В налоговый кредит можно включить сумму налога, указанную в документах, перечисленных в пункте 201.11 статьи 201 раздела V Кодекса, но вместе с тем, с 01.01.2015 отменяется возможность сформировать налоговый кредит на основании жалобы на поставщика (пункт 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса ).
Кроме того, Законом N 1621 внесены изменения в определение базы налогообложения НДС в отдельных случаях: с 01.01.2015 база налогообложения определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров / услуг за исключением контролируемых операций, но не может быть ниже цены приобретения товаров (для самостоятельно изготовленных - не ниже их себестоимости) или балансовой стоимости основных средств.
Одновременно с внедрением системы электронного администрирования НДС с 1 января 2015 году для плательщиков НДС увеличивается предельный уровень объема операций по поставке товаров / услуг для обязательной регистрации плательщиков НДС в 1 млн. грн. (без НДС) в год.
Согласно пункту 5 Порядка N 569 электронные счета открываются Казначейством плательщикам НДС автоматически на основании реестра плательщиков налога, ГФС после присвоения лицу индивидуального налогового номера плательщика НДС направляет Казначейству.
Для каждого налогоплательщика открывается один электронный счет. Открытие и обслуживание электронных счетов Казначейством осуществляется на безвозмездной основе. Информация о движении средств на электронных счетах налогоплательщикам будет предоставляться ГФС по соответствующему запросу плательщика на безвозмездной основе без ограничения количества запросов и во времени.
Датой начала осуществления операций с использованием электронного счета является 01.01.2015 для субъектов хозяйствования, которые уже являются зарегистрированными плательщиками НДС, а для субъектов хозяйствования, которые будут зарегистрированы в качестве плательщиков НДС в любой период после 01.01.2015 - дата их регистрации плательщиками налога.
Пополнение электронного счета плательщика НДС за счет других источников, например, с текущих счетов других лиц, не предусмотрено.
Начиная с первого отчетного периода 2015 (январь, I-й квартал) налоговая отчетность по НДС подается в контролирующий орган всеми налогоплательщиками исключительно в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
В соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 и пунктом 11 подраздела 2 раздела XX Кодекса (в редакции Закона N 1621) с 01.01.2015 налоговые накладные и расчеты корректировки составляются исключительно в электронной форме и подлежат обязательной регистрации в ЕРНН независимо от того, какая сумма НДС указана в налоговой накладной, в том числе и те, которые не выдаются покупателям, а также те, которые составлены налогоплательщиками - получателями услуг, поставляемых нерезидентами, если место поставки таких услуг находится на таможенной территории Украины (пункт 208.2 статьи 208 раздела V Кодекса ).
После регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН поставщик и покупатель получать в автоматическом режиме от ДФС сообщение о регистрации.
Для обеспечения беспрепятственной регистрации налоговых накладных в ЕРНН, а также обеспечения достоверности налоговых накладных / расчетов корректировки, которые направляются получателю товаров / услуг, плательщикам НДС необходимо будет иметь усиленные сертификаты для наложения электронной цифровой подписи должностными или уполномоченными лицами на составные налоговые накладные.
Сроки регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН с 01.01.2015 не изменяются. Такая регистрация осуществляется не позднее пятнадцати календарных дней, следующих за датой их составления (пункт 201.10 раздела V Кодекса).