Официально опубликовано Решение Киевского городского совета от 30 июня 2016 года № 373/373 «Об обращении Киевского городского совета к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины о недопустимости роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги без индексации размера заработных плат и пенсий»
Исходя из содержания данного Решения первым пунктом в нем стоит обращение Киевского городского совета к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины о недопустимости роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги без индексации размера заработных плат и пенсий.
В данном обращении речь идет о следующем.
Так, по данным Организации Объединенных Наций, обнародованным в мае 2015 года, 80% украинцев проживают за чертой бедности. Согласно данным Главного управления статистики в городе Киеве с 2013 года в столице существует устойчивая тенденция пропорционального уменьшения показателя реальной заработной платы ежегодно на 10%.
Отмечается, что средний размер заработной платы в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, общественного питания и в отдельных видах производств не превышал 57,9% от среднего уровня по экономике, что составляет 4842,8 грн (3,3 прожиточного минимума), а средний размер пенсии в столице составляет 2177,5 грн (1,5 прожиточного минимума).
При этом такой показатель, по данным статистики, имеет место на фоне уменьшения объемов производства и предоставления услуг в среднем на 38%.
В прошлом году цены на основные товары и услуги выросли в среднем на 21 - 53%, в том числе на продукты питания - на 41%, на транспорт - на 29,3%, медикаменты - на 28,4%, образовательные услуги - на 25 1%. Динамика цен потребительского рынка столицы в январе - апреле 2016 уже определялась увеличением ценовых показателей на 3,8%. При этом повышение цен на продукты питания и безалкогольные напитки зарегистрировано по следующим товарным группам: фрукты - на 12,4%, овощи - на 12,1%, молоко - на 11,1%, масло - на 10,6%, сыр и мягкий сыр - на 7,1%, рыба и продукты из рыбы - на 6,0%.
Рост цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 6,2% произошел в основном за счет повышения тарифов на электроэнергию на 25,2%, природный газ - на 20,6%. На 2,2% подорожали предметы домашнего обихода, бытовая техника и текущее содержание жилья. В сфере услуг по охране здоровья повышения цен на 6,6% обусловлено подорожанием фармацевтической продукции, медицинских товаров и оборудования на 7,2%.
Подчеркивается, что в этой ситуации среднестатистическая семья должна потратить около 20 - 25% своего дохода на оплату жилищно-коммунальных услуг, хотя еще 2014 такой показатель достигал 11,2%. Отмечается, что уровень жизни в столице является самым высоким среди других регионов нашего государства.
Одновременно акцент делается на том, что пропорционально с увеличением цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, дополнительные расходы несет и бюджет города Киева. В январе - апреле 2016 субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначены 53,8 тыс. домохозяйств (6,85% от общего количества), что составило 100,4% от общего количества домохозяйств, обратившихся за субсидиями (по счет обратившихся за субсидиями в предыдущие периоды). В апреле 2016 субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг получали 204,1 тыс. домохозяйств города (26% от общего количества).
Средний размер назначенной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на домохозяйство в апреле 2016 увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 3 раза и составил 811,3 грн. Общая сумма субсидий, предназначенных домохозяйствам для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в январе - апреле 2016 составила 40483,0 тыс. грн, что в 5,3 раза больше соответствующего показателя 2015 года.
Общая сумма задолженности киевлян за жилищно-коммунальные услуги в настоящее время составляет 2,05 млрд. грн. При этом структура долга складывается так: 868,8 млн. грн (43%) - теплоснабжение, 218,8 млн. грн (11%) - поставка электрической энергии, 172,6 млн. грн (9%) - водоснабжение и водоотведение, 241,3 млн грн (12%) - газоснабжение, 548,4 млн. грн (25%) - содержание дома и придомовой территории.
При этом устойчивая тенденция последних лет по сокращению задолженности за предыдущие периоды как населения (например, обычно уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги составляет 108 - 115% с учетом оплаты долгов предыдущих периодов), так и предприятий (например, Киев втрое уменьшил объем задолженности по потребленный газ, который используется для производства тепловой энергии, с 1,6 миллиарда гривен на конец 2015 года до 504 миллионов гривен на сегодня) нивелируется накоплением долгов за новые периоды в связи с ростом цен и тарифов.
В результате КГС приходит к выводу, что дальнейшее увеличение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги без индексации размера заработных плат и пенсий приведет в Киеве и в целом по Украине кризис неплатежей и, как следствие, сделает невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Такая ситуация приведет к углублению убыточности предприятий жилищно-коммунальной сферы, задолженность по выплате заработной платы, массовое увольнение работников. Под угрозой становится надлежащая подготовка и проведение отопительного сезона 2016/2017 года в Украине в целом и в частности в столице.
Исходя из вышеизложенного, Киевский городской совет призывает Верховную Раду Украины и Кабинет Министров Украины исключить рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги без индексации размера заработных плат и пенсий, внедрить для населения цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, покрывающие не более 15 % совокупного дохода среднестатистической семьи. Требуем от Кабинета Министров Украины и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, раскрытия и обнародования методики расчетов и обоснования повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (отопление, снабжение горячей воды, электроэнергия, водоснабжение и водоотведение) для населения г. Киева.