С 12 января 2016 года вступил в действие Приказ министерства финансов Украины от 21.10.2015 года № 916 «Об утверждении Порядка оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами»
Вышеуказанным Порядком определена процедура обжалования налогоплательщиками налоговых уведомлений-решений или других решений контролирующих органов (далее - решение) во время административного обжалования.
Не подлежат административному обжалованию: денежные обязательства, самостоятельно определенные плательщиком налогов; решения контролирующих органов, которые обжалованы налогоплательщиком в судебном порядке.
Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в контролирующие органы в Киеве и областях, межрегиональных территориальных органов. Жалобы на решения контролирующих органов в городе Киеве, областях, межрегиональных территориальных органов и таможен подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственной таможенного дела. Решение центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственной таможенного дела, принятое в результате рассмотрения жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Жалоба подается в письменной форме в контролирующий орган высшего уровня в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком решения контролирующего органа, которое обжалуется. В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня. Обращаем Ваше внимание на случай, если в соответствии с Налоговым кодексом Украины контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование такого решения в течение тридцати календарных дней, следующих за днем поступления такого решения. В случае если последний день срока, вышеуказанных сроков приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Жалоба налогоплательщика подается в письменной форме и должна содержать следующую информацию: про налогоплательщика; наименование контролирующего органа; реквизиты обжалуемого решения; обоснование несогласия налогоплательщика с решением контролирующего органа со ссылкой на нормы законодательства; требования и ходатайства налогоплательщика, подающего жалобу; сведения о уведомление контролирующего органа, решение которого обжалуется, о подаче жалобы в контролирующий орган высшего уровня; сведения об обжаловании решения контролирующего органа в суд; адрес, по которому следует направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы; перечень документов, прилагаемых к жалобе.
Важно, что жалобы на решения и на действия контролирующих органов излагаются и подаются отдельно.
Жалоба подается налогоплательщиком лично или через своего представителя непосредственно в уполномоченный контролирующий орган или почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
Днем подачи налогоплательщиком жалобы являются: при подаче жалобы непосредственно в контролирующий орган - день фактического получения жалобы контролирующим органом; при направлении жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, которая указана отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.
Регистрация жалобы происходит в день ее поступления в контролирующий орган. Отказ в принятии жалобы налогоплательщика запрещается. Контролирующий орган обязан принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней, следующих за днем получения жалобы налогоплательщика, в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку. Руководитель контролирующего органа (заместитель руководителя или другое уполномоченное должностное лицо) может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более чем на двадцатидневный срок, но не более шестидесяти календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до окончания двадцатидневного срока.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение двадцатидневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (заместителя руководителя или иного уполномоченного должностного лица), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.
По результатам проведения процедуры административного обжалования контролирующим органом принимается решение. Решение оформляются на бланке контролирующего органа, который рассмотрел жалобу. Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом, или другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган. Решение о результатах рассмотрения жалобы состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Решение считается направленным (предоставленным) юридическому лицу - налогоплательщику, если оно вручено должностному лицу или уполномоченному лицу такого юридического лица - налогоплательщика под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в жалобе как адрес, по которому необходимо направить решение по результатам рассмотрения жалобы, а в случае неуказания такого адреса в жалобе - на налоговый адрес налогоплательщика. Решение считается направленным (предоставленным) физическому лицу - налогоплательщику, если оно вручено лично физическому лицу или его законному представителю под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в жалобе как адрес, по которому необходимо направить решение по результатам рассмотрения жалобы, а в случае неуказания такого адреса в жалобе - на налоговый адрес налогоплательщика. В случае если почта не может вручить налогоплательщику решения по результатам рассмотрения жалобы из-за отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказ принять решения по результатам рассмотрения жалобы, ненахождение фактического местоположения (местонахождения, места жительства) налогоплательщика или по другим причинам, решения по результатам рассмотрения жалобы считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.