Государственная фискальная служба Украины в своем письме от 29.01.2015 года № 2625/7 / 99-99-17-03-01-17 коснулась вопросов сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Частью 1 статьи 58 Конституции Украины предусмотрено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Официальное толкование этого положения предоставлено Решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 № 1-рп / 99 по делу по конституционному обращению Национального банка Украины (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов).
Так, Конституционным Судом Украины отмечено, что действие нормативно-правового акта во времени следует понимать как такое, которое начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, т.е. к событию или факту применяется тот закон или иной нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.
Действие закона или иного нормативно-правового акта распространяется только на те отношения, которые возникли после вступления в силу. Это является одной из важнейших гарантий правовой стабильности, уверенности субъектов права в том, что их правовое положение не ухудшится с принятием нового закона или иного нормативно-правового акта.
Статья 58 содержится в разделе II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Украины, в котором закреплено конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина и их гарантии. Положение отдельных статей Конституции Украины, в которых определяется правовой статус церкви и религиозных организаций в Украине (статья 35), политических партий и общественных организаций (статьи 36, 37), гарантируют их деятельность через реализацию прав и свобод человека и гражданина, а именно - права на свободу вероисповедания и мировоззрения, права на свободу объединения в политические партии и общественные организации. Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что положение части первой статьи 58 Конституции Украины об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов в случаях, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, касается физических лиц и не распространяется на юридических лиц. Но это не значит, что конституционный принцип не может распространяться на законы и другие нормативно-правовые акты, которые смягчают или отменяют ответственность юридических лиц. Однако предоставление обратного действия во времени таким нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или ином нормативно-правовом акте.
Письмом Министерства юстиции Украины от 29.04.2011 № 5149-0-26-11-18 даны разъяснения законодательства и сообщено: «Об устранении противоречий между положениями нормативно-правовых актов замечаем, что при решении таких правовых коллизий, как правило, применяются общепризнанные приемы толкования правовых норм (предпочтение норме, имеющий высшую юридическую силу, а в случае обнаружения противоречий (коллизии) между положениями различных нормативно-правовых актов, имеющих одинаковую юридическую силу, применяются положения нормативно-правового акта, который принят позже или который является специальным и т.п.) ».
Статьей 8 Конституции Украины установлено, что Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны ей соответствовать.
Законом № 77 внесены изменения, в частности, в пункт 2 части одиннадцатой статьи 25 Закона № 2464.
Согласно внесенным изменениям за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса будет накладываться штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона N 2464). Учитывая изложенное, за нарушения, совершенные в 31.12.2014 включительно, фискальные органы (органы доходов и сборов) применяют финансовые санкции, предусмотренные пунктом 2 части одиннадцатой статьи 25 Закона N 2464, в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм единого взноса независимо от даты фактической уплаты . За нарушения, возникшие с 01.01.2015, будет налагаться штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм единого взноса.
Решение о применении штрафных санкций за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса составляется согласно приложению 9 к Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Миндоходов от 09.09.2013 № 455 .
С целью своевременного принятия решений о применении штрафных санкций за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса необходимо провести инвентаризацию неприменимы штрафных санкций за такое нарушение и принять соответствующие меры.