Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом IV Налогового кодекса Украины (Кодекс), пп. 162.1.1 п. 162.1 ст. 162 которого установлено, что плательщиками налога являются, в частности, физические лица - резиденты, получающие доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.

В соответствии с положениями пп. 163.1.3 п. 163.1 ст. 163 Кодекса иностранные доходы - доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины, относятся к объекту налогообложения резидента.

Согласно пп. 14.1.55 п. 14.1 ст. 14 Кодекса доход, полученный из источников за пределами Украины, это любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, в частности, доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины.

Порядок налогообложения иностранных доходов предусмотрено п. 170.11 ст. 170 Кодекса, пп. 170.11.1 которого определено, что в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика - получателя и облагается налогом по ставкам, определенным в п. 167.1 ст. 167 Кодекса, то есть 15/20 процентов.

В соответствии с пп. 170.11.2 п. 170.11 ст. 170 Кодекса в случае, если в соответствии с нормами международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, он определяет сумму такого уменьшения по указанным основаниям в годовой налоговой декларации.

Вопросы налогообложения доходов, полученных резидентами Украины из источников в Российской Федерации, регулируются положениями Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов, подписанного 08.02.95, ратифицированной Верховной Радой Украины 06.10.95 ( Закон Украины № 369/95-ВР), которое вступило в силу 03.08.99 (Соглашение).

Согласно п. 1 ст. 13 Соглашения доходы, получаемые резидентом от отчуждения недвижимого имущества, как оно определено в ст. 6 Соглашения, находящегося в другом государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

Следовательно, доходы, полученные резидентом Украины от отчуждения (продажи) недвижимого имущества, находящегося в России, могут облагаться налогом в России. Слово «могут» не означает, что налогоплательщик имеет право выбирать, в какой из двух стран он уплатит налог, это лишь означает, что страна, в которой находится недвижимое имущество, вправе обложить доходы от отчуждения имущества, если такое положение в ее внутреннем законодательстве.
Кроме того, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации указанные доходы подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 22 Соглашения предусмотрено, если резидент Договаривающегося Государства получает доход или владеет имуществом в другом государстве, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в другом государстве, сумма налога на этот доход или имущество, уплаченного в этом другом Государстве, подлежит вычету из налога, взимаемого с такого резидента относительно такого дохода или имущества в первом указанном государстве. Эти вычитания не будут превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, начисленного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где получается такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и / или объект налогообложения (п. 13.5 ст. 13 Кодекса).

То есть, в соответствии с положениями Соглашения, если резидент Украины получает доход в России, который в соответствии с положениями Соглашения облагается в России, сумма налога на этот доход, уплаченного в России, подлежит вычету из налога, взимаемого с такого резидента относительно такого дохода в Украине. При этом вычитания не будут превышать сумму налога на этот доход, начисленного в соответствии с украинским законодательством.

Отмечаем, что согласно пп. 168.2.1 п. 168.2 ст. 168 Кодекса налогоплательщик, получающий, в частности, иностранные доходы, обязан включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и подать налоговую декларацию по результатам отчетного налогового года в сроки, предусмотренные пп. 49.18.4 п. 49.18 ст. 49 Кодекса, а также уплатить налог с таких доходов.

В соответствии с п. 176.1 ст. 176 Кодекса налогоплательщики обязаны по требованию контролирующего органа и в пределах его полномочий, определенных законодательством, предъявлять документы и сведения, связанные с возникновением дохода или права на получение налоговой скидки, исчислением и уплатой налога, и подтверждать необходимыми документами достоверность сведений, указанных в налоговой декларации по этому налогу.

Следовательно, в случае получения резидентом любых иностранных доходов за пределами таможенной территории Украины, сумма таких доходов должна быть включена в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика и облагаться налогом по ставкам, определенным в ст. 167 Кодекса (15/20 процентов), при этом такой резидент обязан подать до 1 мая года, следующего за отчетным, годовую налоговую декларацию, с учетом норм пп. 170.11.2 п. 170.11 ст. 170 Кодекса и Соглашения.

Также сообщаем, что в соответствии с главой 2 Инструкции о перемещении наличности и банковских металлов через таможенную границу Украины, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 27.05.2008 года № 148 (Постановление № 148), физическое лицо имеет право ввозить в Украину и вывозить за пределы Украины наличность в сумме, не превышающей в эквиваленте 10000 евро без письменного декларирования таможенному органу.

Физическое лицо - резидент имеет право ввозить в Украину и вывозить за пределы Украины наличность в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 евро, при условии письменного декларирования таможенному органу в полном объеме и при наличии документов, подтверждающих снятие наличности со счетов в банках (финансовых учреждениях), исключительно на ту сумму, которая превышает в эквиваленте 10 000 евро. Срок действия таких документов 30 календарных дней, начиная со дня выдачи.

Форма таможенной декларации для декларирования предусмотренных Постановлением № 148 сумм наличности утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 21 мая 2012 № 431 «Об утверждении формы таможенной декларации для письменного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины гражданами для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

В соответствии с разъяснениями относительно практического применения отдельных требований нормативно-правового акта Национального банка Украины, предоставленных письмом Нацбанка от 17.09.2008 года № 13-121 / 4100-12591, ввоз наличных в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 евро, осуществляется при наличии документов, подтверждающих снятие средств со счетов иностранных банков (финансовых учреждений), составленных в произвольной форме.

При этом необходимо учитывать, что лицо осуществляет ввоз именно той валюты, которая указана в документе банка (финансового учреждения).

Срок действия документов, на основании которых осуществляется ввоз наличных, не ограничивается. Указанные документы не подлежат сдаче таможни.

Чеки банкоматов и платежных терминалов и т.д. не являются документами, подтверждающими снятие наличности со счетов банков (финансовых учреждений).

Уплата пошлин и других платежей при ввозе наличных на таможенную территорию Украины действующим законодательством Украины не предусмотрена.

Copyright © 2015 - 2024. All Rights Reserved.