11 июня 2015 года вступил в силу Закон Украины от 12.05.2015 года № 389-VIII «О правовом режиме военного положения»

Исходя из своего содержания Закон определяет суть правового режима военного положения, порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, военных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

Военное положение - это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.


На территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут образовываться временные государственные органы - военные администрации. Решение о создании военных администраций принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.


Предложения о введении военного положения в Украине или в отдельных ее территориях на рассмотрение Президенту Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины. В случае принятия решения о необходимости введения военного положения в Украине или в отдельных ее территориях Президент Украины издает указ о введении военного положения в Украине или в отдельных ее территориях и немедленно обращается в Верховную Раду Украины относительно его утверждения и представляет одновременно соответствующий проект закона. Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее территориях, утвержденный Верховной Радой Украины, подлежит немедленному объявлению через средства массовой информации или обнародованию другим способом.


Меры правового режима военного положения:

  • установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и введение особого режима их работы;
  • введение трудовой повинности для трудоспособных лиц;
  • использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны;
  • принудительное отчуждение имущества;
  • введение комендантского часа;
  • установление особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также транспортных средств;
  • проверка документов, досмотр вещей;
  • запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий.

В целом перечислено 24 таких мероприятия.


В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, и органов, подразделений которые осуществляют контрразведывательную деятельность.


В условиях военного положения запрещаются: изменение Конституции Украины; изменение Конституции Автономной Республики Крым; проведения выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления; проведение всеукраинских и местных референдумов; проведение забастовок, массовых собраний и акций.


Стоит отметить, что введение военного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Любые попытки использовать введение военного положения для захвата власти влекут ответственность по закону.


Правосудие на территории, на которой введено военное положение, осуществляется только судами.

Copyright © 2015 - 2024. All Rights Reserved.