Владислав Михайловский

адвокатская помощь для Вас

Проверки субъектов первичного финансового мониторинга

С 2 июня 2015 года вступил в силу Приказ Министерства юстиции Украины от 13.05.2015 года № 673/5 «Об утверждении Порядка проведения проверок Министерством юстиции Украины и его территориальными органами субъектов первичного финансового мониторинга»

Действие настоящего Порядка распространяется на субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за которыми в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 14 Закона осуществляются Минюстом, а именно: нотариусов; адвокатов, адвокатских бюро и объединений; субъектов хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги.

Проверки субъектов первичного финансового мониторинга делятся на: плановые и внеплановые; невыездные и выездные.

Основанием для проведения Минюстом (управлением юстиции) плановой проверки субъекта и / или его обособленного подразделения по соблюдению требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является включение его в план проведения проверок на соответствующий квартал.

Внеплановая проверка проводится на основании приказа Минюста за период, подлежащий проверке, и по отдельным вопросам. С целью реализации приказа Минюста о проведении внеплановой проверки управлением юстиции издается соответствующий приказ. Внеплановая проверка проводится без предварительного уведомления субъекта и / или его обособленного подразделения при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • письменного уведомления органов государственной власти и местного самоуправления о признаках нарушения субъектом и/или его отдельным подразделением требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • выявление по результатам невыездной проверки фактов нарушения субъектом и / или его отдельным подразделением требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • по инициативе Госфинмониторинга в случае непосредственного обнаружения им признаков нарушения субъектом и/или его отдельным подразделением требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения во время его деятельности;
  • выявление новых документов (обстоятельств), которые не были известны и не могли быть известны во время проведения плановой проверки и которые могут повлиять на выводы по результатам плановой проверки.


Повторная проверка вопросов, которые проверялись, проводится только по решению суда или по постановлению следователя в уголовном производстве.


Для проведения выездной проверки выдается удостоверение на право проведения (плановой / внеплановой) проверки (далее - удостоверение), которое подписывается Министром юстиции Украины или начальником соответствующего управления. В случае отсутствия Министра юстиции Украины или начальника соответствующего управления удостоверение подписывается лицами, исполняющими их обязанности.


Проверка назначается на срок, необходимый для обеспечения своевременного и в полном объеме ее проведения, но не более чем на 7 рабочих дней. В случае необходимости по обоснованному письменному обращению руководителя рабочей группы срок проведения проверки может быть продлен Министром юстиции Украины или начальником соответствующего управления, но не более чем на 5 рабочих дней.


Проверка считается начатой ​​с даты получения копии Удостоверения субъектом, руководителем (или лицом, исполняющим его обязанности) субъекта и / или отдельного подразделения субъекта. О получении копии Удостоверения субъект, руководитель (или лицо, исполняющее его обязанности) субъекта и / или отдельного подразделения субъекта собственноручно делает отметку на Удостоверении.


По результатам плановых и внеплановых проверок рабочая группа составляет в двух экземплярах акт проверки. К экземпляру Акта проверки Минюст (управление юстиции) обязательно добавляет материалы проверки - копии документов, выдержки из документов, надлежащим образом заверенные субъектом и / или его отдельным подразделением, объяснения, протоколы и другие документы согласно перечню, указанному в акте проверки. Акт проверки составляется объективно с исчерпывающим описанием выявленных фактов и данных. Не допускается излагать в Акте проверки предположения и факты, не подтвержденные документально.


В случае отказа субъекта, руководителя субъекта и / или его обособленного подразделения или лица, исполняющего его обязанности, подписать Акт проверки об этом делается отметка на обоих экземплярах Акта проверки. Субъект, руководитель субъекта и / или его обособленного подразделения имеет право предоставить замечания к Акту проверки. Один из экземпляров Акта проверки под личную подпись вручается субъекту, руководителю субъекта и / или его обособленного подразделения, второй экземпляр хранится в Минюсте (управлении юстиции). В случае отказа субъекта, руководителя субъекта и / или его обособленного подразделения получить второй экземпляр Акта проверки и сделать об этом подпись на первом экземпляре Акта проверки руководитель рабочей группы делает соответствующую запись в двух экземплярах Акта проверки в месте, определенном для подписи представителем субъекта и / или его обособленного подразделения, после чего в течение пяти рабочих дней второй экземпляр Акта проверки направляется субъекту и / или его обособленному подразделению заказным письмом с уведомлением о вручении.