С 8 мая 2015 вступил в силу Закон Украины от 09.04.2015 года № 329-VIII «О рынке природного газа». Исходя из его содержания, этот Закон определяет правовые основы функционирования рынка природного газа Украины, основанного на принципах свободной конкуренции, о защите прав потребителей и безопасности поставок природного газа, а также способного к интеграции с рынками природного газа государств - сторон Энергетического Сообщества, в том числе путем создание региональных рынков природного газа.

В Законе содержится определение таких понятий, как «безопасность поставок природного газа», «свободная мощность», «уязвимые потребители», «газораспределительная система», «газотранспортная система», «объекты газовой инфраструктуры», «оптовый покупатель»,        «оптовый продавец», «поставщик "последней надежды"», «регулятор», «хранилище природного газа» и некоторые другие.


Рынок природного газа функционирует на принципах свободной добросовестной конкуренции, кроме деятельности субъектов естественных монополий, и по принципам: обеспечения высокого уровня защиты прав и интересов потребителей природного газа; свободной торговли природным газом и равенства субъектов рынка природного газа; свободного выбора поставщика природного газа; равенства прав на ввоз и вывоз природного газа в / из территории Украины; невмешательства государства в функционирование рынка природного газа, кроме случаев, когда это необходимо для устранения недостатков рынка или обеспечения других общественных интересов и других.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, разрабатывает и утверждает правила о безопасности поставок природного газа, которые являются обязательными для выполнения всеми субъектами рынка природного газа. До 1 сентября текущего года центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, обеспечивает обновление правил о безопасности поставок природного газа на следующий календарный год и обнародует их путем размещения на своем веб-сайте.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, разрабатывает и по результатам консультаций с субъектами рынка природного газа, представителями потребителей (в том числе бытовых потребителей) и по согласованию с Регулятором утверждает Национальный план действий, есть обязательным для выполнения всеми субъектами рынка природного газа.


Технические нормы и стандарты безопасности, которые распространяются на газотранспортные и газораспределительные системы, газохранилища, установку LNG, в том числе правила техники безопасности, минимальные технические требования к проектированию и эксплуатации, требования к проведению технической проверки, требования к профессиональной квалификации и опыта физических и юридических лиц, выполняющих работы по строительству, инженерно-технические работы и техническое обслуживание газотранспортных и газораспределительных систем, газохранилищ, установки LNG, утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, и подлежат обнародованию в установленном порядке.


Хозяйственная деятельность на рынке природного газа, связанная с его транспортировкой, распределением, хранением, предоставлением услуг установки LNG, поставкам природного газа, производится при условии получения соответствующей лицензии.


Поставка природного газа осуществляется в соответствии с договором, по которому поставщик обязуется поставить потребителю природный газ надлежащего качества и количества в порядке, предусмотренном договором, а потребитель обязуется оплатить стоимость принятого природного газа в размере, сроки и порядке, предусмотренные договором. Качество и другие физико-химические характеристики природного газа определяются в соответствии с установленными стандартами и нормативно-правовыми актами.


Поставка природного газа бытовым потребителям осуществляется на основании типового договора, который утверждается Регулятором (национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг) и публикуется в установленном порядке.


Договор поставки должен содержать следующие условия: обязанность поставщика обеспечить потребителя всей необходимой информацией об общих условиях поставки; обязанность поставщика обеспечить потребителя информации об объемах и другие показатели потребления природного газа таким потребителем на безвозмездной основе; обязанность поставщика сообщить потребителю о намерении внесения изменений в договор поставки природного газа в части условий поставки до начала действия таких изменений и обеспечения права потребителя на досрочное расторжение договора поставки, если новые условия поставки для него неприемлемыми; обязанность поставщика обеспечить потребителю выбор способа оплаты во избежание дискриминации; обязанность поставщика обеспечить потребителя прозрачными, простыми и доступными способами досудебного решения споров с таким поставщиком; порядок возмещения и определения размера убытков, причиненных вследствие нарушения договора поставки.


Потребитель имеет право, в частности, на свободный выбор поставщика; бесплатную смену поставщика, кроме отдельных случаев определенных Законом; получение информации об общих условиях поставки; получения природного газа надлежащего качества и количества; бесплатное получение информации об объемах и другие показатели собственного потребления природного газа; досрочное расторжение договора поставки, если поставщик сообщил потребителя о намерении внесения изменений в договор поставки в части условий поставки и новые условия поставки оказались для него неприемлемыми.


Субъекты рынка природного газа равны в праве на получение доступа к газотранспортным и газораспределительным системам, газохранилищам, установкам LNG и на присоединение к газотранспортным и газораспределительным системам


Оператор газотранспортной системы на исключительных началах отвечает за надежную и безопасную эксплуатацию, поддержание в надлежащем состоянии и развитие, включая новое строительство и реконструкцию, газотранспортной системы с целью удовлетворения ожидаемого спроса субъектов рынка природного газа на услуги транспортировки природного газа, учитывая постепенное развитие рынка природного газа. Предприятие, получившее лицензию на осуществление деятельности по транспортировке природного газа, является оператором газотранспортной системы.


Оператор газотранспортной системы является юридическим лицом, не является составной частью вертикально интегрированной организации и осуществляет свою хозяйственную деятельность независимо от деятельности по добыче, распределению, поставке природного газа, деятельности оптовых продавцов. Оператор газотранспортной системы не может осуществлять деятельность по добыче, распределению или поставке природного газа.


Оператор газотранспортной системы разрабатывает и ежегодно до 31 октября представляет на утверждение Регулятору план развития газотранспортной системы на следующие 10 лет, составленный на основании данных о фактических и прогнозных показателях спроса и предложения на услуги транспортировки природного газа. План развития газотранспортной системы на следующие 10 лет должен обеспечить соответствие газотранспортной системы потребностям рынка природного газа и интересам безопасности поставок природного газа.


Оператор газотранспортной системы разрабатывает кодекс газотранспортной системы по результатам консультаций с субъектами рынка природного газа и подает его Регулятору на утверждение.

Субъекты рынка природного газа, которые нарушили законодательство, регулирующее функционирования рынка природного газа, несут ответственность в соответствии с законом. Правонарушениями на рынке природного газа в частности являются: нарушение лицензиатами соответствующих лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности; несанкционированный отбор природного газа; использование природного газа потребителями в объемах, превышающих подтвержденные в установленном порядке поставщиками; непредставление или несвоевременное предоставление отчетности; использование приборов учета природного газа, не поверенных либо не аттестованных в установленном порядке; несанкционированное вмешательство в работу газовой инфраструктуры, нарушения технических регламентов, норм, правил и стандартов и другие.


В случае совершения правонарушения на рынке природного газа к соответствующим субъектам рынка природного газа могут применяться санкции в виде: предупреждения о необходимости устранения нарушений; штрафа (от 20 н.м.д.г. до 10 процентов годового дохода (выручки)); приостановлении действия лицензии; аннулирование лицензии.

 

Copyright © 2015 - 2024. All Rights Reserved.